Beroc

Портрет белорусского предпринимателя

Предпринимательство является важным элементом, без которого ни одна экономика не может гармонично развиваться. По сути это движущая сила развития рыночной экономики. Поэтому вопрос дальнейшего расширения частного сектора обретает особую актуальность для Беларуси.

Правительство не раз высказывалось о важности и необходимости стимулирования частной инициативы, особенно активно оно стало продвигать эту идею в течение последних двух лет. Однако развитие предпринимательства в Беларуси происходит достаточно медленно и противоречиво.  Так, если говорить о темпах роста числа малых предприятий (МП) и индивидуальных предпринимателей (ИП), то можно отметить следующие цифры. В 2009 году количество МП и ИП составляло 68.7 и 216 тысяч соответственно, в 2011 оно возросло до 77.6 и 232 тысяч. Таким образом, количество малых предприятий увеличилось лишь на 13.0%, индивидуальных предпринимателей -- на 7.4%. 

Это послужило причиной для проведения исследования «Кто такой белорусский предприниматель», целью которого было выяснить,  какие институциональные, социологические и индивидуальные факторы сегодня оказывают влияние на принятие решения в пользу занятия бизнесом в Беларуси.

Исследование базировалось на результатах опроса, проводившегося в Беларуси летом 2012 года. Вопросник был составлен по аналогии с социологическими опросами, подготовленными для России, Китая, Бразилии в рамках схожего совместного проекта Всемирного банка, университета Беркли и российского Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) в 2005-2006 годах. 

Результаты показали, что 64% представителей бизнеса – это мужчины 40-42 лет, которые состоят в браке и имеют детей. Если мы говорим об уровне образования, то у большей части оно высшее либо неоконченное высшее. Также было отмечено знание по меньшей мере одного иностранного языка. Бизнесмен Беларуси ассоциируется с достаточно хорошим состоянием здоровья, что неудивительно, так как ему необходимо быть энергичным, активным и постоянно находиться в поиске новых возможностей. Кроме того, это достаточно оптимистичный человек, оценивающий себя как успешного и счастливого. Социологические характеристики проявили себя как довольно важный фактор -- у большей части предпринимателей оказались либо родственники, либо друзья детства или школьные друзья, которые сейчас также занимаются бизнесом.

Значительная часть предпринимателей считает, что их уровень доходов выше среднего (График 1). Данный факт находит подтверждение в структуре их потребления. В среднем предприниматель тратит меньшую долю денежных средств на продукты питания, является владельцем дома, машины и большего числа товаров длительного потребления, нежели среднестатистический наемный работник.

Главные причины, по которым белорусский предприниматель занимается своим бизнесом таковы: ему это нравится, и он считает, что его деятельность важна для общества. Прибыль и доходы – также сильный фактор, однако не первостепенной важности. Несмотря на то, что не выявлено значимых различий между бизнесменом и наемным работником в плане отношения к семье, друзьям, финансовому благополучию, в их системе ценностей есть все же заметные различия. В частности, для предпринимателей важно наличие работы, личной свободы, возможности оказания услуг людям, а также власти и влияния на других людей.

Уровень доверия предпринимателей к бизнес-партнерам, подчиненным и другим представителям бизнеса более высокий, чем у наемных работников. Это не удивительно, учитывая важность горизонтальных связей при ведении бизнеса. 

Вопросы по оценке институциональной среды отразили, что меньшая доля предпринимателей по сравнению с наемными работниками оценила отношение населения к бизнесу как благосклонное. Кроме этого стоит отметить, что, как в случае предпринимателей, так и в случае работников по найму, менее 50% положительно оценили действия различных уровней власти в отношении бизнеса.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при ведении либо расширении бизнеса, являются как внешними, так и смешанными. Внешние барьеры носят преимущественно системный характер и требуют вмешательства на государственном уровне. Основные из них  – это макроэкономическая нестабильность и инфляция. Они являются значимыми для 55% опрошенных, что неудивительно, учитывая, что 2012 -- посткризисный год, и многие до сих пор ощущают последствия кризиса. Серьезными барьерами являются высокие налоги и сложный налоговый процесс – данные факторы отметили 27% и 18% опрошенных соответственно, а также несовершенство законодательства (23%) и государственное регулирование (19%). 

Смешанные барьеры для развития бизнеса определяются макроэкономическими условиями, но  при этом могут быть в значительной мере снижены за счет адекватно выстроенной стратегии и тактики предприятий. Среди них отмечается недостаток финансирования (54% опрошенных), низкий спрос на продукцию (38%), нехватка квалифицированной рабочей силы и административного ресурса (34% и 16%).  

Был задан блок вопросов, нацеленных на выяснение источников финансирования бизнеса. Распределение ответов показало, что основным из них как в случае открытия, так и расширения бизнеса, служат личные сбережения предпринимателей (График 2). Следующими по значимости источниками средств для стартапов являются денежные средства родственников, за которыми следуют кредиты банков. В случае расширения бизнеса ситуация противоположна: банковские кредиты выходят на второе место по значимости,  а займы у родственников -- на третье. Возможным объяснением этого момента служит то, что при расширении бизнеса уровень доверия со стороны банков выше, что повышает шансы на получение ссуды. Из этого можно сделать вывод, что на начальном этапе ограничения ликвидности более серьезные, чем в случае расширения бизнеса. Помимо этого, в целом заимствование у банковских институтов является дорогостоящим. 

Если говорить об основных преградах, которые воспрепятствовали открытию бизнеса, то можно отметить следующие. Самой популярной причиной того, что респонденты решили оставаться работниками по найму, стала проблема с привлечением финансирования для создания бизнеса (33%). Далее можно выделить такие, как высокие риски (25%), отсутствие бизнес-навыков (18%)  и  непонимание того, с чего и какой бизнес стоит начать (15% и 13%). Многие респонденты опасаются, что в случае открытия бизнеса придется слишком много работать (16%). Исходя из этого, можно сделать вывод, что наряду с проблемой финансирования весьма остро проступает проблема недостатка бизнес-образованности и подготовки потенциальных предпринимателей. По сути, это подтверждает результат схожего исследования, проводившегося ранее Белорусским экономическим исследовательско-образовательным центром BEROC (Киев), которое показало, что на сегодняшний день образование не оказывает серьезного влияния на уровень доходов белорусских предпринимателей. Это свидетельствует о том, что существующая система образования не соответствует вызовам и требованиям переходной экономики, в условиях которой работают белорусские предприниматели. Следовательно, необходимо проводить различные виды тренингов и развивать программы бизнес-образования с целью повышения эффективности работы предпринимателей за счет акцентирования внимания на развитии бизнес-навыков. 

Исходя из вышесказанного, можно ещё раз отметить, что на сегодняшний день основными проблемами для белорусского предпринимательства являются макроэкономическая нестабильность, сложности налоговой системы и законодательства в целом. С другой стороны, низкое финансирование, недостаток знаний и отсутствие  навыков являются факторами, негативно влияющими на решения о занятии бизнесом.  Следовательно, достижение стабильной ситуации на рынке, продолжение работы по упрощению налогового процесса, обеспечение равноправного функционирования на рынке для частного и государственного сектора, а также развитие бизнес образования (тренинги, семинары, бизнес - программы) являются первостепенными задачами, решение которых должно положительно отразиться на повышении привлекательности частной инициативы в Беларуси. 

Статья была опубликована в газете "Белорусы и рынок"