Beroc

Экономика входит в стадию роста и перед правительством встают новые задачи

Новому составу правительства нужно будет решать вопросы промышленной политики и повышения зарплат при сохранении макроэкономической стабильности.
 
 
Новое руководство правительства было назначено Александром Лукашенко в субботу, через несколько дней после обещания президента сделать это из-за невыполнения поручений по развитию Оршанского района. Серьезные изменения претерпели верхушка правительства и его экономический блок. Новым премьер-министром Беларуси стал Сергей Румас, который ранее возглавлял Банк развития. Первым вице-премьером назначен бывший руководитель аппарата Совмина Александр Турчин. Заместителями главы правительства стали бывший глава «Белнефтехима» Игорь Ляшенко, бывший запредседателя КГК Владимир Кухарев, бывший посол в России Игорь Петришенко.  Новым министром экономики назначен Дмитрий Крутой, министром промышленности - Павел Утюпин.
 

Повышать зарплаты нужно так, чтобы не рисковать макроэкономической стабильностью

Перед новым составом правительства, по мнению экспертов, стоят непростые задачи.
 
«Сейчас мы находимся в новой фазе экономического цикла: был кризис, мы его пережили, правительство добилось определенных улучшений. В частности, в последние три года была стабилизирована инфляция и произошла довольно серьезная оптимизация бюджетных расходов. Экономика входит в стадию роста, и перед правительством встают новые задачи», - сказала в интервью Thinktanks.by эксперт Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова.
 
Первая серьезная задача – добиться восстановления уровня доходов населения. «Несмотря на то, что решение данного вопроса очень важно с политической точки зрения, найти его пока не удалось. Зарплата должна была выйти на уровень 1000 рублей еще в декабре прошлого года. Однако эту цель до сих пор сложно назвать достигнутой:  в те месяцы, когда работникам не выплачивают премии, на цифру в 1000 рублей выйти не удается», - отметила эксперт.
 
Несмотря на то, что целевой показатель по зарплате так и не был выполнен, в последние месяцы рост зарплат стал превышать рост производительности. Это является серьезной угрозой для макроэкономической стабильности, которая так непросто удерживалась в течение последних лет.
 
«Задачу по повышению зарплат нужно выполнять таким образом, чтобы не разрушить то, что было сделано прошлым правительством в макроэкономической сфере. Речь идет о стабилизации инфляции, достигнутой благодаря ужесточению денежно-кредитной политики и о сокращении масштабов директивного кредитования, которое позволило сдерживать наращивание дефицита бюджета», - считает Катерина Борнукова. Эксперт не исключила, что нерешенный вопрос с зарплатами и стал одной из причин разочарования в прошлом составе правительства, которое не могло пойти на повышение заработрных плат административными методами. «Возможно, они и хотели бы повысить зарплаты, но экономика в последние годы стала менее устойчива к использованию административного ресурса. Сегодня она гораздо менее управляема административными рычагами, нежели раньше», - сказала Катерина Борнукова.
 

Выплата процентов по кредитам парализует деятельность предприятий

Перед новым правительством стоит еще одна, не менее важная задача, связанная с решением проблем госпредприятий, которые накопили значительные объемы задолженности.
 
«Многие государственные предприятия вошли в кризис 2015-2016 годов с накопленной задолженностью. Значительная доля  инвестиций в рамках программы модернизации была сделаны за счет кредитных средств. Но вместо ожидаемого роста экономики наступил кризис, предприятия не получили прибыль, а многие работали в убыток. Долги отдавать было не из чего, и они стали накапливаться. Долговая нагрузка на госпредприятия настолько высока, что выплата процентов по кредитам парализует деятельность многих из них. Пришло время принимать решения в данной сфере», - считает Катерина Борнукова.
 
При этом эксперт отметила, что в прошлом составе правительства за выработку новых подходов к решению этого вопроса никто не хотел браться, и в новом составе желающие тоже вряд ли найдутся. «Это сложная проблема, решение которой чревато большим количеством непопулярных мер. Среди них – и сокращение занятости на госпредприятиях, и проведение процедуры банкротства, и списание долгов предприятий за счет бюджета. Последнее  решение также является непопулярным, поскольку в бюджете лишних денег нет, а значит, списание долгов чревато новыми внешними заимствованиями. Поэтому в прошлом составе правительства все переключились на более перспективные проекты - ПВТ 2.0 и Великий Камень, а накопленные проблемы промышленных предприятий не решал никто. Сами предприятия хотят получить дополнительные инвестиции и обещают после этого начать приносить прибыль. Однако их финансовое состояние не позволяет надеяться на то, что дополнительные вливания улучшат ситуацию. Чтобы решить эту проблему, нужно смотреть на вещи более реалистично», - считает Катерина Борнукова.
 
Эксперт выразила надежду, что новый состав правительства сможет найти новые, более прогрессивные, методы для решения проблем госпредприятий:  «На примере монетарной политики мы видим, что после серии неудачных попыток улучшения ситуации административными рычагами, пришло понимание того, что подходы нужно менять. Возможно, и с промышленной политикой получится так же».
 
Автор публикации: Ольга Томашевская
 
Оригинал статьи на THINKTANKS.BY 
 
Мнение, озвученное в статье, может не совпадать с мнением BEROC. Мы не несём ответственность за содержание статьи.