Beroc

Исследования

Одной из главных целей BEROC является генерирование и распространение новых знаний о развитии экономики Беларуси, ее проблемах и тенденциях. Академические и прикладные исследования направлены на формулирование стратегии содействия экономическому росту и повышению качества экономической политики в Беларуси.

Белорусский экономический обзор, 2 квартал 2017

Центр экономических исследований BEROC представляет очередной выпуск квартального обзора белорусской экономики.

Иностранные инвестиции: меры по улучшению инвестиционного климата

События 2016 идут в тренде предыдущих лет. Не первый год наблюдается снижение интереса к Беларуси. Одновременно с этим обострилась проблема к доступу финансирования в форме кредитов и займов, что оказывает негативное воздействие на возможность размещения суверенных еврооблигаций на международных площадках. Появились признаки осознания потребности в существенном повышении инвестиционной привлекательности, что выразилось в принятии различных законопроектов, нацеленных на приток внешнего капитала.

FREE Policy Brief: Бюджетное перераспределение в Беларуси: что работает, а что нет?

Полномочия комитета и ценность корпоративных политических связей: на примере естественного эксперимента

Мы представляем новые доказательства того, что политические связи с чиновниками США ценны для отдельных фирм. Мы также установили, что почти всю стоимость, созданную связью с чиновниками США, можно отнести к их влиянию сверх официальных полномочий комитетов в Конгрессе.

Торговые последствия отмены ВСП на примере Беларуси

В соответствии с Всеобщей системой преференций (ВСП) богатые страны предоставляют односторонние торговые преференции развивающимся странам. Мы изучаем отмену Европейским Союзом преференций ВСП в отношении Беларуси в 2007 году, чтобы понять, как ВСП влияет на экспортные модели. Отмена привела к значительному сокращению торговли определенными продуктами (на 26% -29%) и уменьшению торговли высоко маржинальными товарами. Однако, почти не обнаружено подтверждений влияния ВСП на внешнеторговый оборот. Это связано с тем, что основной экспорт Беларуси не соответствовал программе ВСП.

 Анастасия Лузгина, Илзе Ваиводе, Джанис Волбертс, Д-р Эрки Лауканен, Д-р Илмари Ларьаваара

Корпоративное взаимодействие в борьбе с коррупцией и уклонение от уплаты налогов в строительном секторе

Опубликован финальный аналитический отчет по проекту «Корпоративное взаимодействие в борьбе с коррупцией и уклонением от уплаты налогов». Проект, финансирующийся Советом министров Северных стран, объединяет трех партнеров: Transparency International Latvia (Delna, основная организация), Transparency International Finland и Центр экономических исследований BEROC (Минск, Беларусь). Цель – привлечь предпринимателей к борьбе с коррупцией и уклонением от уплаты налогов с упором на муниципальные закупки в строительной сфере в Латвии, Беларуси и Финляндии.

Белорусский экономический обзор, 1 квартал 2017

Центр экономических исследований BEROC представляет очередной выпуск квартального обзора белорусской экономики.

Влияние финансового стресса на экономическую активность и денежно-кредитную политику в Беларуси

В данной работе определяются эпизоды финансового стресса в Беларуси за период с 2004 по 2016 год, используя построенный индекс финансового стресса, и предлагается аналитическая структура для оценки влияния финансового кризиса на экономику Беларуси, в частности, экономическую активность и денежно-кредитную политику. Полученные результаты свидетельствуют о наличии двух эпизодов финансового стресса и двух периодов рецессии в экономике Беларуси за изучаемый временной промежуток. Результаты оценки ARDL моделей показывают, что высокий уровень финансового стресса приводит к существенному спаду в экономической активности в Беларуси. Более того, результаты теста Тода-Ямамото на наличие причинно-следственной связи свидетельствуют о том, что, чем выше уровень финансового стресса в экономике Беларуси, тем ниже экономическая активность, что в свою очередь вызывает рост инфляции, которая приводит к росту процентной ставки, устанавливаемой с целью сдерживания роста цен. Наконец, с теоретической точки зрения результаты не поддерживают конвенциальную гипотезу о взаимосвязи между ценовой и финансовой стабильностью (гипотеза Шварца) для Беларуси за исследуемый период. Таким образом, ценовая стабильность не является достаточным условием для поддержания финансовой стабильности в Беларуси, которая, соответственно, могла бы стать отдельным дополнительным целевым ориентиром в денежно-кредитной политике Национального банка Республики Беларусь.

 Олег Мазоль, Сергей Мазоль

Способствует ли качество корпоративного управления экономическому развитию: роль корпоративного управления в увеличении капитализации фондового рынка, борьбе с коррупцией и привлечении прямых иностранных инвестиций

В работе исследуются эмпирические взаимосвязи между качеством корпоративного управления и экономическим развитием, используя несбалансированные данные по 185 странам мира за период с 2010 по 2015 год. Результаты показывают, что качество корпоративного управления положительно влияет на приток прямых иностранных инвестиций и рыночную капитализации и оказывает отрицательное воздействие на занятость в государственном секторе в странах с низким уровнем дохода. Наши результаты также свидетельствуют о том, что корпоративное управление отрицательно коррелирует с коррупцией в странах с высоким уровнем дохода. Наконец, мы определили существование однонаправленной причинно-следственной связи, идущей от корпоративного управления к экономическому развитие, и отсутствие причинно-следственной связи, идущей от экономического развития к корпоративному управлению. Таким образом, данные результаты свидетельствуют о том, что в целях ускорения экономического развития в развивающихся странах государственная политика в первую очередь должна быть направлена на институциональную трансформацию, включая внедрение лучших практик в сфере корпоративного управления.

Фискальное перераспределение в Беларуси: анализ по методологии Стремления к Равенству

Данная статья – первая попытка анализа фискального перераспределения на основе методологии стремления к равенству. В статье анализируются перераспределительные характеристики основных доходов и социальных расходов бюджета, включая прямые и косвенные налоги, прямые трансферты населению, субсидии и натуральные трансферты. Результаты анализа показывают, что фискальная политика в Беларуси эффективно перераспределяет доходы от верха распределения доходов вниз. Прямые трансферты населению, в первую очередь пенсии, и прямые налоги значительней всего снижают бедность (на 17 процентных пунктов) и неравенство (индекс Джини снижается с 0.407 до 0.267). Некоторые из косвенных налогов, наоборот, увеличивают неравенство. Субсидии населению плохо таргетированы, из-за этого они незначительно снижают неравенство. Стоимостная эффективность трансфертов и субсидий населению сильно отличается. Пособия по безработице, пенсии и пособия на детей демонстрируют самую высокую эффективность каждого потраченного рубля, в то время как непрямые субсидии очень неэффективное направление траты бюджетных денег. Результаты исследования указывают направление бюджетных реформ для более эффективного снижения бедности и неравенства в Беларуси.