Beroc

Аналитические записки

Монетарная политика и финансовая стабильность в Беларуси: состояния, вызовы, перспективы

Данная работа посвящена текущему состоянию монетарной политики и банковского сектора Беларуси. В работе показано, что в 4 кв. 2016 – 1 кв. 2017 г. произошли значимые изменения в монетарной среде, наиболее важным из которых видится конвергенция инфляционных ожиданий с фактической инфляцией.

Велосипеды и их влияние на экономику Беларуси

Статья рассматривает влияние велосипедов на основные социально-экономические показатели белорусских домохозяйств.

Анатомия белорусских ОАО

Мы не знаем: насколько белорусские предприятия эффективны, какая доля экономики принадлежит государству, чем государственные предприятия отличаются от частных, как распределены труд, капитал и материалы между предприятиями? Данная работа является попыткой поиска ответов на эти вопросы при помощи анализа деятельности открытых акционерных обществ (ОАО).

Причины и характеристики экономического спада в Беларуси: роль структурных факторов

Данная работа посвящена анализу спада выпуска, который начался в Беларуси в 2015 году. В работе показано, что этот экономический спад является следствием не только циклических колебаний, но и структурного сжатия. Причем структурная составляющая рецессии в 2016г. стала доминировать. Спад стал закономерным продолжением долгосрочной тенденции затухания роста вследствие снижения производительности. При этом ключевой причиной снижения производительности являются эндогенные механизмы «репрессии эффективных производств». Внешние экзогенные шоки в 2014-2015 гг. лишь усилили тенденцию снижения производительности, ускорив и углубив неизбежный структурный спад. В 2015-2016 гг. адаптация экономики к снижению производительности произошла лишь частично. Более широкий перечень адаптационных реакций может иметь место в будущем, обусловливая затяжной характер и углубление спада. С точки зрения экономической политики структурный характер рецессии означает, что «автоматического» выхода из нее за счет смены фазы бизнес-цикла не произойдет. При этом стандартные инструменты экономической политики не могут воздействовать на структурную составляющую спада. Поэтому безусловным приоритетом в экономической политике должны стать меры по стимулированию долгосрочного роста. Недостаток таких мер и/или промедление с ними могут обусловить не только потери роста в долгосрочной перспективе, но и новые потери в благосостоянии в краткосрочной перспективе.

 Катерина Борнукова, Дмитрий Колькин

Реструктуризация предприятий госсектора в Беларуси

В этой работе предложены шаги по реформированию предприятий госсектора Беларуси для нахождения новых источников роста. Основными механизмами повышения эффективности являются введение и улучшение корпоративного управления, приватизация/ привлечение инвесторов, а также банкротство и ликвидация.

Иностранные инвестиции: остаются только займы

Тенденции 2015 года ничем не отличались от предыдущих лет. Низкий спрос на государственные активы, а также отсутствие гибкости и интереса в ускорении процесса приватизации продолжают выступать главными факторами нулевой динамики продаж государственных активов. Внешние займы остаются основным источником притока инвестиций, которые направляются на рефинансирование текущих долгов и тем самым лишь увеличивают общие объемы задолженности, а не ведут к реформированию и росту эффективности экономики.

Мировой опыт приватизации предприятий госсектора

В условиях повышения динамики на мировых и внутреннем рынках возрастает необходимость в формировании конкурентоспособной и эффективной экономики. В такой ситуации реформирование государственного сектора становится одной из наиболее актуальных проблем. Данная работа посвящена анализу международного опыта приватизации государственного сектора.

Приватизация и другие реформы государственных предприятий

В статье я провел обзор механизмов осуществления и последствий приватизации, реформы корпоративного управления государственных предприятий, а также реформы процедуры банкротства.

Национальные особенности и международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций

Бесконтрольный приход иностранных инвестиций в страну может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия. В связи с этим национальные правительства разрабатывают и внедряют меры по привлечению иностранного капитала с учетом особенностей и интересов того или иного государства. С целью большего понимания логики движения прямых иностранных инвестиции (ПИИ) в работе дана краткая характеристика динамики ПИИ в Республике Беларусь, а также изучен международный опыт на основе анализа политики по привлечению ПИИ стран Вышеградской группы (Венгрии, Чехии, Польши) и Грузии.

 Александр Ващилко

Последствия торговых войн для Беларуси

Торговые войны, которые последовали за событиями 2014 года в Украине, затронули не только их непосредственных участников, но и другие страны, как Беларусь, через торговые взаимосвязи между странами. Согласно с оценкой модели Осса (2014), торговые войны ведут к увеличению торгового потока через Беларусь, что в свою очередь приводит к увеличению доходов от ввозных пошлин. В тоже время из-за запрета на импорт мясной и молочной продукции, доходы Российской Федерации от ввозных пошлин уменьшились. Как член Евразийского Таможенного Союза (ТС), Беларусь претендует на фиксированную долю суммарного дохода от ввозных пошлин ТС. Уменьшение доходов от ввозных пошлин РФ ведет к уменьшению суммарного дохода от ввозных пошлин ТС и к уменьшению доходов РБ от ввозных пошлин после их перераспределения. Как результат, благосостояние РБ уменьшается. Что бы избежать уменьшения в благосостоянии, РБ следует высказаться за изменение перераспределительной схемы. Основываясь только на анализе сектора мясной и молочной продукции, Беларусь может увеличить свое благосостояние во время торговых войн посредством выхода из ТС, оставаясь только членом Зоны Свободной Торговли СНГ (ЗСТ СНГ). Будучи членом ЗСТ СНГ, оптимальные ввозные пошлины, устанавливаемые РБ во время торговых войн, должны быть выше, чем оптимальные ввозные пошлины в отсутствии торговых войн. Увеличение ввозных пошлин является оптимальным ответом на увеличение торгового потока через РБ.